«Янтра» – санскритское слово, которое может означать «геометрическую форму», такую как мандала; но в переводе на тибетский язык «янтра» (тиб. трулкор) означает «движение тела».
Янтра-Йога – это древняя система тибетской йоги, включающая в себя физические движения, упражнения с дыханием и методы сосредоточения.
Существуют многочисленные системы Янтры, относящиеся к различным буддийским тантрическим учениям, но единственной системой, распространенной в настоящее время на Западе, является Янтра-йога, которой обучает с начала 1970-х годов тибетский учитель Чогьял Намкай Норбу.
В Янтра-йоге определенные движения тела в сочетании с дыханием и ритмом называются янтрами
Янтры иногда похожи на асаны Xатха-йоги, но способ их выполнения значительно отличается. Один из основных моментов состоит в том, что различные положения тела не столь важны сами по себе, скорее важно то, как эти позы влияют на дыхание. В большинстве систем Хатха-йоги вы принимаете позу, а затем в той или иной степени работаете с дыханием. В Янтре, напротив, сами движения тела таковы, что они помогают управлять дыханием. В результате наша жизненная энергия гармонизируется и позволяет уму обнаружить спокойное расслабленное состояние, которое мы обычно называем созерцанием.
В течение многих лет Янтра-йога была закрытым методом и передавалась только ученикам Чогъяла Намкая Норбу.
ИСТОРИЯ ЯНТРА-ЙОГИ
Вероятно, Янтра-йога имеет тот же источник, что и буддийские высшие тантры, которые в большинстве своем были принесены в Индию, начиная с IV века н.э., из Уддияны – царства, расположенного в прошлом в долине Сват в современном Пакистане.
Система «Янтра единства солнца и луны» изначально была передана махасиддхой Хумкарой великому учителю Падмасамбхаве, который затем передал ее своему ученику Вайрочане в VIII веке в Тибете.
Знаменитый тибетский переводчик Вайрочана записал все наставления по Янтра-йоге и, таким образом, появился канонический текст «Янтра единства солнца и луны», переведенный в настоящее время и на русский язык. Он содержит краткое описание семидесяти пяти поз, которые соотносятся с основными практиками пранаямы и соответствуют такому же числу асан в Хатха йоге. Чистая и непрерывная традиция «Янтры единства солнца и луны» сохранилась до наших дней вместе со всеми драгоценными устными наставлениями благодаря учителю Дзогчен Чогъялу Намкаю Норбу, который преподает Янтра-йогу на Западе с начала 1970-х годов.
СТРУКТУРА ЯНТРА-ЙОГИ
Полная система Янтра-йоги Вайрочаны состоит из 108 элементов – янтр и пранаям
В ней существуют предварительные, основные и завершающие практики.
В предварительные практики входят:
Основной раздел состоит из пяти групп, каждая из которых включает:
Всего в пяти группах существует семьдесят пять основных янтр
Кроме них, в основной раздел входят семь янтр, выполняемых в позе лотоса и связанных с семью особыми методами дыхания.
Заключительная практика – это Дорджей Лаб (Волна Ваджра), глубокий метод устранения препятствий, связанных с каналами и праной, которые могут возникнуть из-за допущенных ошибок в практике янтр и пранаям.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ ПО ЯНТРА-ЙОГЕ
Для занятий Янтра-йогой не требуется специальная физическая подготовка и особая гибкость тела – все необходимые качества постепенно приобретаются в ходе практики.
Традиционно для занятий Янтра-йогой выбирают удобную одежду, не стесняющую движений, чтобы можно было свободно дышать животом. Кроме того, необходим йоговский коврик, при желании можно использовать подушки для медитации – для большей устойчивости в основной позе для выполнения пранаям, позиции Вайрочаны. В качестве места для занятий лучшего всего подходит просторная, чистая и хорошо проветриваемая комната.
Заниматься нужно на неполный желудок, хорошо, если после последнего приема пищи прошло 2 – 3 часа. Но также не очень правильно практиковать Янтра-йогу голодным и сильно уставшим — жизненная энергия, прана может прийти в расстройство.
Если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем, прежде чем приступать к занятиям Янтра-йогой, обязательно посоветуйтесь с врачом!
ПОЛЬЗА ОТ ЯНТРА-ЙОГИ
Основная цель всех практик Янтра-йоги — это гармонизация нашего дыхания в повседневной жизни. Конечно, каждый знает, как вдыхать и выдыхать, но обычно мы делаем это неправильно, поскольку наше дыхание связано с умом, который часто находится в беспорядке и замешательстве. Можно понять это, наблюдая за дыханием человека, который очень раздражен, или за кем-то спокойным и мирным.
По этой причине необходимо гармонизировать наше дыхание с помощью точных и эффективных методов Янтра-йоги. И когда наше дыхание и неразрывно связанная с ней жизненная энергия, прана, скоординированы и усилены, тогда, как следствие, улучшается состояние элементов и телесное здоровье. А благодаря приведению в равновесие энергии элементов ослабевают препятствия в жизни и усиливаются благоприятные обстоятельства. Наконец, и ум приходит в спокойное, ясное и удовлетворенное состояние.
Таковы лишь некоторые из примеров многообразной окончательной и временной пользы практики Янтра-йоги.
ИНСТРУКТОРЫ ЯНТРА-ЙОГИ
Помимо канонического текста Вайрочаны «Янтра единства солнца и луны» существует также устная передача Янтра-йоги. Именно поэтому важно обучаться у сертифицированного инструктора, иначе, без устных объяснений, можно получить лишь поверхностное понимание данного текста, недостаточное для эффективной и безопасной практики.
Чогьял Намкай Норбу уполномочил Фабио Андрико и Лаура Эванджелисти быть международными инструкторами по Янтра-йоге, именно они занимаются подготовкой и проверкой остальных инструкторов. Но в любом случае, окончательный экзамен по Янтра-йоге все инструкторы сдавали Чогьялу Намкаю Норбу, обладающему полным и совершенным знанием Янтра-Йоги.
Для изучения Янтра-йоги в Дзогчен-общине проводятся обучающие курсы с сертифицированными инструкторами:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЯНТРА-ЙОГЕ
Интервью с Фабио Андрико "Янтра-йога - это ритм. Нужно время, чтобы понять это"
Международный Институт Шанг Шунг — организация, ставящая своей целью изучение, сохранение и популяризацию традиционной культуры Тибета.
Институт основан Чогьялом Намкаем Норбу, учителем Дзогчена и выдающимся исследователем тибетской истории и культуры в 1989г.
Институт является некоммерческой культурной организацией, не преследующей политических целей.
Институт носит имя легендарного царства Шанг-Шунг, возникшего в Тибете более 4000 лет назад, — именно в Шанг-Шунге берёт своё начало тибетская история и культура. Задача Института — сохранять тибетскую культуру во всей её чистоте и полноте.
Уникальная тибетская культура остаётся живой тысячи лет, чистая и незагрязнённая, передаваемая из поколение в поколение и представляющая собой одно из сокровищ нашей планеты.
Поскольку сейчас существует реальная опасность потери этого уникального сокровища, Институт Шанг Шунг способствует развитию знания о тибетской культуре в её различных аспектах: религиозном, философском, художественном, историческом, социальном, — внося таким образом свой вклад в дело их сохранения и защиты.
Местонахождение центрального Института Шанг Шунг — Западный Меригар, Арчидоссо, Италия, другие отделения находятся в Австрии и США, Великобритании, Аргентине и России. На протяжении многих лет Институт сотрудничает с различными университетами, фондами и музеями, развивая и взращивая интерес к тибетской культуре во всем мире.
Деятельность института осуществляется в четырёх основных направлениях:
Подробнее о российском отделении Института
Сайт международного Института
Мультимедиа портал